Map map map

Государственный общеобязательный стандарт Образования Республики Казахстан

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МАГИСТРАТУРА.

Основные положения ГОСО РК 5.04.033-2008

Издание официальное

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Астана 2008

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом 47 по стандартизации системы образования Национального центра государственных стандартов образования и тестирования.

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ приказом Министерства образования и науки Республики Казахстана от « 6 » мая 2008 г. № 259.3 ВВЕДЕН ВЗАМЕН ГОСО РК 5.03.002 – 2004 «Магистратура. Основные положения», утвержденный приказом Министерства образования и науки Республики Казахстана от 30 апреля 2004 г. № 3804 В настоящем стандарте реализованы нормы Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27.07.2007г. № 319-III и постановления Правительства Республики Казахстан «О порядке разработки, утверждения и сроков действия государственных общеобязательных стандартов образования» от 02.09.1999г. №12905 Согласован с Комитетом по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от «20 » мая 2008 г. № 18-02-01/3-0104Настоящий стандарт не может быть полностью или частично тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Содержание

  1. Область применения
  2. Нормативные ссылки
  3. Термины и определения
  4. Сокращения
  5. Общие положения
  6. Требования к лицам, поступающим в магистратуру
  7. Требования к структуре образовательной программы магистратуры
  8. Требования к содержанию образовательных программ магистратуры
  9. Требования к образовательной среде магистратуры
  10. Требования к уровню подготовки лиц, выполнивших образовательные программы магистратуры
  11. Приложение (справочное) 14

 

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ магистратуры и уровню подготовки ее выпускников.

Положения стандарта обязательны для применения и соблюдения всеми организациями, осуществляющими подготовку магистров, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовых форм.

Стандарт также может использоваться органами государственного управления, аккредитационными органами, комиссиями по лицензированию и аттестации организаций образования и науки, учебно-методическими секциями (советами) по специальностям, заказчиками и работодателями и служит основой для экспертизы качества подготовки магистров.

Стандарт используется при разработке государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям магистратуры.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г.;ПР РК 40.1.01-2008 «Государственная система стандартизации Республики Казахстан. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению государственных общеобязательных стандартов образования»;ГОСО РК 5.04.019-2008 «Высшее образование. Основные положения», утвержденные приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 26 от 23 января 2008 г.Издание официальное

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины по [1], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 Кредит: Унифицированная единица измерения объема учебной работы магистранта; один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы магистранта в неделю на протяжении академического периода (семестра); каждый академический час аудиторной работы сопровождается 3 часами самостоятельной работы магистранта в профильной магистратуре и 4 часами самостоятельной работы магистранта – в научно-педагогической магистратуре.

3.2 Кредитная технология обучения: Обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.

3.3 Магистр: Академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим профессиональные учебные программы магистратуры.

3.4 Магистерская диссертация: Обобщение результатов самостоятельной научной и исследовательской работы магистранта в определенной предметно-профессиональной области наук по установленной форме.

3.5 Образовательная программа магистратуры: Общая характеристика содержания подготовки магистров, выраженная через перечень дисциплин, виды и объем учебной, научно- исследовательской/экспериментально-исследовательской работы, профессиональных практик и форм контроля.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применяются следующие сокращения: ПМ – профильная магистратура; НМ – научно-педагогическая магистратура; БД – базовые дисциплины; ОК – обязательный компонент; КВ – компонент по выбору; ПИП – педагогическая практика; ИП – исследовательская практика; ПП – профессиональная практика; НИРМ – научно-исследовательская работа магистранта; ЭИРМ – экспериментально-исследовательская работа магистранта; ИА – итоговая аттестация; КЭ – комплексный экзамен; ЗМД – защита магистерской диссертации;МВА - магистр делового администрирования;LLA - магистр права.

5 Общие положения

5.1 Подготовка кадров в магистратуре осуществляется по двум направлениям:профильному;научному и педагогическому.Профильная магистратура реализовывает образовательные программы послевузовской подготовки кадров для отраслей экономики, медицины, права, искусства, сферы услуг и бизнеса, обладающих углубленной профессиональной подготовкой.В профильной магистратуре также могут реализовываться образовательные программы, направленные на подготовку топ-менеджеров для различных сфер деятельности, в том числе программы МВА (магистр делового администрирования), LLA (магистр права) и т.д.Образовательные программы профильной магистратуры носят прикладной характер обучения, направлены на привитие управленческих навыков и обеспечение подготовки профессиональных менеджеров (руководителей общего профиля по всем аспектам управленческой деятельности).Научная и педагогическая магистратура реализовывает образовательные программы послевузовской подготовки кадров для системы высшего, послевузовского образования и научно-исследовательского сектора, обладающих углубленной научно-педагогической подготовкой.

5.2 Образовательные программы магистратуры реализуются организациями образования и науки (далее - организации), имеющими лицензию на право ведения образовательной деятельности по соответствующим специальностям магистратуры, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

5.3 Подготовка кадров в магистратуре осуществляется в соответствии с:- настоящим стандартом;- Классификатором специальностей высшего и послевузовского образования Республики Казахстан;- учебно-программной документацией;- индивидуальными планами работы магистрантов;- другими документами, утверждаемыми в установленном порядке.

5.4 Лицам, освоившим образовательные программы магистратуры и защитившим магистерскую диссертацию, присуждается академическая степень «магистр».

5.5 Положения настоящего стандарта имеют следующие цели:- повышение эффективности работы высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, осуществляющих подготовку магистрантов;- стимулирование самостоятельной учебной, научно-исследовательской и педагогической деятельности магистрантов;- обеспечение признания документов Республики Казахстан о присуждении академической степени «магистр» в международном образовательном пространстве и на международном рынке труда.

5.6 Стандарты специальностей магистратуры должны соответствовать положениям настоящего стандарта и определять совокупность требований к:- содержанию образования;- максимальному объему учебной нагрузки магистрантов;- уровню подготовки обучающихся.

6 Требования к лицам, поступающим в магистратуру

6.1 Предшествующий уровень образования лиц, желающих освоить образовательные программы магистратуры – высшее или послевузовское образование.

6.2 Порядок приема граждан в магистратуру устанавливается Типовыми правилами приема в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы послевузовского образования.

7 Требования к структуре образовательной программы магистратуры

7.1 Структура образовательной программы магистратуры формируется из различных видов учебной и научной работы, практики, определяющих содержание образования, отражает их соотношение, измерение и учет.Учет трудоемкости всех видов работ осуществляется по объему освоенного материала и измеряется в кредитах. При этом действует накопительная кредитная система, учитывающая кредиты, освоенные на предыдущих уровнях образования.

7.2 Объем учебной работы определяется перечнем изучаемых дисциплин. При этом дисциплина оценивается объемом равным целому числу кредитов.

7.3 Нормативная продолжительность освоения образовательной программы научной и педагогической магистратуры составляет 2 года.Нормативная продолжительность освоения образовательной программы профильной магистратуры составляет 1-1,5 года в зависимости от специальности и предшествующей подготовки.

7.4 Обучение в магистратуре осуществляется только по очной форме.

7.5 Учебный год состоит из академических периодов, периода промежуточной аттестации/итогового контроля, практик, каникул и итоговой аттестации.

7.6 Академический период – период теоретического обучения, устанавливаемый высшим учебным заведением самостоятельно в одной из трех форм: семестр продолжительностью 15 недель, триместр продолжительностью 10 недель, квартал продолжительностью 8 недель.

7.7 Продолжительность промежуточной аттестации/итогового контроля составляет не менее 2-х недель (при семестровой организации учебного процесса).

7.8 Практика магистрантов проводится в соответствии с утвержденным академическим календарем в объеме установленном соответствующим государственным общеобязательным стандартом образования по специальности.

7.9 Продолжительность каникул в учебном году должна составлять не менее 5 недель.

7.10 Основным критерием завершенности образовательного процесса в магистратуре является освоение магистрантом:при профильной подготовке - не менее 24 кредитов (со сроком обучения 1 год) и не менее 36 кредитов (со сроком обучения 1,5 года);при научной и педагогической подготовке - не менее 46 кредитов.В случае досрочного освоения образовательной программы магистратуры и выполнения предусмотренных к ней требований, магистранту может быть присуждена академическая степень «магистр» независимо от срока обучения.

7.11 Магистрант, окончивший профильную магистратуру, может заниматься научной и педагогической деятельностью только в случае освоении им цикла дисциплин педагогического профиля и прохождении педагогической практики. Данный цикл осваивается в течение дополнительного академического периода, по завершении которого ему выдается соответствующий сертификат к основному диплому.

7.12 Магистранту, освоившему полный теоретический курс обучения по образовательной программе магистратуры, но не защитившему в установленный срок магистерскую диссертацию, может быть продлен срок обучения в магистратуре на платной основе.

8 Требования к содержанию образовательных программ магистратуры

8.1 Требования к уровню подготовки магистров определяются содержанием образовательных программ магистратуры.

8.2 Теоретическое обучение состоит из обязательного компонента и компонента по выбору. Перечень дисциплин обязательного компонента и соответствующие минимальные объемы кредитов определяется настоящим и соответствующими государственными общеобязательными стандартами специальностей магистратуры. Перечень дисциплин по выбору и соответствующие минимальные объемы кредитов устанавливаются вузом самостоятельно. При этом учитываются ожидания работодателей и потребности рынка труда.

8.3 Содержание образовательной программы магистратуры по научному и педагогическому направлению устанавливаются в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1


Наименование дисциплины

Объем в кредитах

1.

Базовые дисциплины (БД)

16

1.1

Обязательный компонент: (ОК)

9


История и философия науки

2


Иностранный язык (профессиональный)

2


Педагогика

3


Психология

2

1.2

Компонент по выбору (КВ)

7

2

Профилирующие дисциплины (ПД)

18

2.1

Обязательный компонент (ОК)

6

2.2

Компонент по выбору (КВ)

12

3

Практика (педагогическая, исследовательская)*

Не менее 6

4

Научно-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (НИРМ)


11

5

Итоговая аттестация (ИА)

2

5.1

Комплексный экзамен (КЭ)

1

5.2

Защита магистерской диссертации (ЗМД)

1


Итого

Не менее 46

* Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. В случае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику.

8.4 Содержание образовательной программы магистратуры по профильному направлению устанавливается в соответствии с таблицей 2.

Таблица 2

п/п


Наименование дисциплины


Объем в кредитах

 

Срок обучения**

1 год

1,5 года

1

Базовые дисциплины (БД)

9

10

1.1.

Обязательный компонент (ОК)

5

5


История и философия науки

1

1


Иностранный язык (профессиональный)

2

2


Менеджмент

1

1


Психология

1

1

1.2.

Компонент по выбору (КВ)

4

5

2

Профилирующие дисциплины (ПД)

9

18

2.1

Обязательный компонент (ОК)

2

6

2.2

Компонент по выбору (КВ)

7

12

3

Практика (производственная)*

Не менее 3

Не менее 5

4

Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (ЭИРМ)


4


6

5

Итоговая аттестация (ИА)

2

2

5.1

Комплексный экзамен (КЭ)

1

1

5.2

Защита магистерской диссертации (ЗМД)

1

1


Итого

Не менее 24

Не менее

36

*Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. В случае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику.
**Продолжительность обучения определяется государственным общеобразовательным стандартом послевузовского образования в зависимости от предшествующего уровня подготовки магистрантов и специальности.


8.5 Содержание образовательной программы цикла педагогического профиля для лиц, окончивших профильную магистратуру

Таблица 3



Наименование дисциплины




Объем в кредитах


1.

Обязательный компонент

5


История и философия науки

1


Педагогика

3


Психология

1


Компонент по выбору

2

2.

Практика (педагогическая)*

Не менее 6


Итого

Не менее 7

* Количество кредитов, выделяемых на практику, не входит в общую трудоемкость. В случае необходимости вуз может увеличить число кредитов, выделяемых на практику.

8.6 Магистерские программы по специальностям в области информационных технологий предусматривают обучение также на английском языке. При этом увеличивается количество кредитов, выделяемых на изучение английского языка (профессионального).


9 Требования к образовательной среде магистратуры


9.1 Образовательные программы магистратуры разрабатываются и утверждаются организациями образования и науки самостоятельно в соответствии со специальностями магистратуры согласно Классификатору специальностей высшей и послевузовского образования.

9.2 Образовательная программа магистратуры содержит:

- теоретическое обучение, включающее изучение базовых и профилирующих дисциплин;

- профессиональную практику;

- научно-исследовательскую работу, включающее выполнение магистерской диссертации, - для научной и педагогической магистратуры;

- экспериментально-исследовательскую работу, включая выполнение магистерской диссертации, - для профильной магистратуры;

- промежуточную и итоговую аттестации.

9.3 Содержание образовательной программы магистратуры определяется рабочим учебным планом, программами, разработанными на основе государственных общеобязательных стандартов послевузовского образования и типовых учебных планов и программ.

9.4 Магистрант обучается на основе индивидуального плана работы, который составляется под руководством научного руководителя.

9.5 Индивидуальный план работы магистранта составляется на весь период обучения, который включает следующие разделы:

- индивидуальный учебный план (при необходимости может ежегодно уточняться);

- научно-исследовательскую/экспериментально-исследовательскую работу (тему, направление исследования, сроки и форму отчетности);

- практику (программа, база, сроки и форма отчетности);

- тему магистерской диссертации с обоснованием и структурой;

- план выполнения магистерской диссертации;

- план научных публикаций, стажировок (по необходимости).

9.6 Магистрант строит свой индивидуальный учебный план с помощью эдвайзера на основании типового учебного плана и каталога элективных дисциплин. В него должны быть включены все дисциплины обязательного компонента, объем которых должен быть не менее чем это определено ГОСО.

Дисциплины компонента по выбору определяются магистрантом самостоятельно. Общее количество кредитов компонента по выбору, осваиваемых магистрантов должно быть не менее, чем это установлено ГОСО.

9.7 Научный руководитель магистранта должен иметь ученую степень (доктора или кандидата наук) или академическую степень доктора PhD/по профилю и активно заниматься научными исследованиями в данной отрасли наук. При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.

9.8 Учебные достижения обучающихся магистратуры оцениваются с использованием различных форм контроля и аттестации, определяемых Правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в высших учебных заведениях.

Для обеспечения признания результатов контроля учебных достижений обучающихся в международном образовательном пространстве оценка знаний осуществляется по балльно-рейтинговой буквенной системе.

9.9 Требования к организации практик:

Образовательная программа научной и педагогической магистратуры включает два вида практик:

- педагогическую - в организации образования;

- исследовательскую - по месту выполнения диссертации.

Педагогическая практика проводится с целью формирования практических навыков и методики преподавания.

Педагогическая практика может проводиться в период теоретического обучения без отрыва от учебного процесса.

Исследовательская практика магистранта проводится с целью ознакомления с новейшими теоретическими, методическими и технологическими достижениями отечественной и зарубежной науки, с современными методами научных исследований, обработки и интерпретации экспериментальных данных.

Образовательная программа профильной магистратуры должна включать производственную практику. Производственная практика магистранта направлена на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, приобретение практических навыков и компетенций, а также освоение передового опыта.

Все виды практик реализуются в соответствии с индивидуальным планом в сроки, определяемые учебным планом.

 

9.10 Требования к научно-исследовательской работе магистранта

 

Научно-исследовательская работа в научной и педагогической магистратуре должна:

- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская диссертация;

- быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;

- основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;

- выполняться с использованием современных методов научных исследований;

- содержать научно-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям;

- базироваться на передовом международном опыте в соответствующей области знания.

9.11 Требования к экспериментально-исследовательской работе магистранта

Экспериментально-исследовательская работа в профильной магистратуре должна:

- соответствовать основной проблематике специальности, по которой защищается магистерская работа;

- основываться на современных достижениях науки, техники и производства и содержать конкретные практические рекомендации, самостоятельные решения управленческих задач;

- выполняться с применением передовых информационных технологий;

- содержать экспериментально-исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.

9.12 Научно-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (НИРМ) составляет 11 кредитов.

Экспериментально-исследовательская работа магистранта, включая выполнение магистерской диссертации (НИРМ) составляет 4 - 6 кредитов в зависимости от срока обучения.

Результаты научно-исследовательской и (или) экспериментально- исследовательской работы оформляются магистрантом в виде отчета.

9.13 Заключительным итогом научно-исследовательской или экспериментально-исследовательской работы магистранта является магистерская диссертация.

9.14 Основные результаты магистерской диссертации должны быть представлены не менее чем в одной публикации и/или одним выступлением на научно-практической конференции.

9.15 Требования к содержанию и оформлению магистерской диссертации, их подготовке и защите определяются нормативными правовыми актами уполномоченного органа в области образования.

 9.16 Требования к кадровому обеспечению: Образовательные программы магистратуры реализуются в организациях, имеющих лицензии на образовательную деятельность при наличии в них не менее 45% штатных преподавателей с учеными степенями доктора наук, кандидата наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю, преподавателей с учеными званиями по циклам базовых и профилирующих дисциплин государственного общеобязательного стандарта образования по специальности. Учебные занятия в магистратуре ведут лица, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук, академической степени доктора PhD или магистра научно-педагогического направления. Для проведения занятий в профильной магистратуре могут приглашаться специалиста-практики высшего звена управления соответствующего профиля. При обучении на английском языке преподаватели профилирующих дисциплин магистерских программ в области информационных технологий должны уметь преподавать предметную область на английском языке.

9.17 Учебные занятия в магистратуре должны проводиться с использованием инновационных технологий и интерактивных методов обучения. При обучении на английском языке учебные занятия по основным профилирующим дисциплинам магистерских программ по специальностям в области информационных технологий должны проводиться на английском языке.

9.18 Требования к учебно-методическому обеспечению: Учебно-методическое и информационное обеспечение учебного процесса должно гарантировать возможность качественного освоения магистрантами образовательной программы магистратуры. Реализация образовательной программы должна обеспечиваться свободным доступом к международным информационным сетям, электронным базам данных, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, учебно-методической и научной литературе.

9.19 Требования к материально-техническому обеспечению: Организации, реализующие образовательные программы магистратуры, должны располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской/экспериментально-исследовательской работы магистранта. Высшие учебные заведения и научные организации должны содействовать публикации результатов исследований.


10 Требования к уровню подготовки лиц, выполнивших образовательные программы магистратуры.

10.1 Общие требования

Выпускник магистратуры должен иметь фундаментальную научную и профессиональную подготовку, владеть современными информационными технологиями, включая методы получения, обработки и хранения научной информации, уметь формулировать и решать современные научные и практические проблемы, планировать и вести научно-исследовательскую/экспериментально-исследовательскую деятельность по избранной специальности, преподавать в вузах, успешно осуществлять исследовательскую и управленческую деятельность.

10.2 В государственных общеобязательных стандартах специальностей уровень образованности выпускников должен отражать требования к

общей образованности;

социально-личностным компетенциям;

экономическим и организационно-управленческим компетенциям;

профессиональным компетенциям;

специальным компетенциям;

готовности к смене социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях динамики перемен.

10.3 Итоговая аттестация обучающихся - форма государственного контроля учебных достижений магистранта, направленная на определение соответствия полученных им знаний, умений, навыков и компетенций требованиям государственных общеобязательных стандартов образования по специальностям магистратуры.

Итоговая аттестация обучающихся в вузе или в научных организациях, проводится в сроки, предусмотренные академическим календарем и рабочими учебными планами специальностей в форме комплексного экзамена и защиты магистерской диссертации.

Комплексный экзамен и защита диссертации проводятся Государственной аттестационной комиссией (ГАК).

Председатель ГАК утверждается уполномоченным органом в области образования в установленном порядке.

Комплексный экзамен проводится не позднее, чем за 1 месяц до защиты диссертации. В комплексный экзамен по специальности входят дисциплины циклов обязательных базовых и профилирующих дисциплин программы магистратуры.

Процедура защиты магистерской диссертации определяется вузом самостоятельно в соответствии с Типовыми правилами текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, реализующих учебные профессиональные программы высшего и послевузовского образования..

10.4 Лицам, завершившим обучение по образовательной программе магистратуры, выдается диплом государственного образца с присуждением академической степени «магистр» и приложение к диплому (транскрипт).